Cкачать txt версию (19.8Kb)
Скачать doc версию (48.8Kb)


Туристско-спортивный союз России

ОТЧЕТ
о водном туристском походе третьей категории сложности
по маршруту: п. Муезерский – оз. Кемель – р. Чирка-Кемь – п. Волома (ж/д ст. Сонозеро) – п. Тикша – п. Боровой(Карелия)
с 23 июля по 05 августа 2002 года

Маршрутная книжка № 35/02 выдана МКК Федерации Туризма Санкт-Петербурга
Маршрутная книжка № 36/02 выдана МКК Федерации Туризма Санкт-Петербурга

Руководитель похода – Штейнварг Алексей Владимирович (36/02)Телефон 315-84-93
Руководитель похода – Евстафьев Валентин Андреевич (35/02)Телефон 314-49-19

2002 год

Содержание

1 Справочные сведения о походе
  1.1 Режим пограничной зоны
  1.2 Почтовые отделения и телеграф
  1.3 Магазины
  1.4 Запасные варианты
  1.5 Аварийные варианты
  1.6 Состав группы

2 Сведения о районе похода
  2.1 Маршрут похода
  2.2 Дневник похода
  2.3 Заключение и рекомендации по маршруту
  2.4 Материалы о районе похода
  2.5 Телефоны для связи на маршруте

К содержанию1. Справочные сведения о походе

Данный поход проходил по реке Чирка-Кемь, протекающей по Муезерскому району Карелии.

Из Санкт-Петербурга группа выехала поездом № 249 СПб - Костомукша до ст. Муезерка, от нее, на заказанном заранее из Петербурга автобусе (см. «Материалы о районе похода»), доехали до поворота на оз. Кемель (33 км), откуда, перенеся 300 м снаряжение до берега озера, и начали активную часть маршрута.

По реке Чирка-Кемь прошли 205 км до поселка Боровой, откуда на «пойманном» микроавтобусе доехали до ст. Боровая (1,5 км). От нее на местном поезде Юшкозеро - Ледмозеро доехали до ст. Ледмозеро, оттуда на поезде № 250 Костомукша – Санкт-Петербург уехали в Санкт-Петербург.

Всего за 11 ходовых дней с двумя полудневками пройдено 205 км.

К содержанию1.1 Режим пограничной зоны

С 1997 года населённые пункты, соединённые ж/д веткой Петрозаводск - Суоярви - Юшкозеро и расположенные вдоль маршрута путешествия, не являются территорией с режимом пограничной зоны. Их посещение якобы не требует специального разрешения. Западнее указанного района (вблизи населённых пунктов Костомукша, Калевала, Реболы) продолжает действовать режим пограничной зоны.

Однако для совершения похода с высадкой из поезда на любой ж/д станции данного района необходимо иметь оформленную по всем правилам маршрутную книжку (МК) туристского похода установленного образца или пропуск в погранзону. Билеты на поезд 249 в Санкт-Петербурге продаются только по предъявлению МК или пропуска. Проверку на месте ведут пограничники в штатском.

Необходимые разъяснения можно получить в оперативном управлении Северо-западного пограничного округа в г. Петрозаводске по адресу: ул. Андропова дом 5. Тел. (814-2) 77-47-46 (оперативный дежурный).

Для получения разрешения на въезд в пограничную зону необходимо обратиться с официальным письмом - запросом на имя первого заместителя директора Федеральной пограничной службы.

В Москве - в Главный штаб погранвойск - телефон (095) 224-16-85.

В Санкт-Петербурге - в штаб Северо-западного пограничного округа с письмом - запросом на имя начальника штаба Северо-западного пограничного округа.

Адрес: г. Санкт-Петербург ул. Шпалерная, д.62. Телефон: (812) 278-63-91 факс: 274-09-08.

К содержанию1.2 Почтовые отделения и телеграф.

Достоверно известно, что они есть в Муезерском, Воломе, Тикше, Боровом, Ледмозере.

К содержанию1.3 Магазины.

Все основные продукты на маршрут были взяты из Санкт-Петербурга. Покупали на маршруте хлеб, булку, сметану.

Магазины есть в Муезерском (все), Воломе (прод. и пром.), Тикше (5 прод-пром. работают с 10 до 18, обед с 14 до 16, ), Боровом (5 прод.-пром, работают с 9 до 24, обед в разное время), Ледмозеро (прод. у станции, открывается к приходам поездов).

В рационе использовали дары леса: черника, голубика, очень много грибов.

К содержанию1.4 Запасные варианты:

  1. При известном заранее низком уровне воды можно начать маршрут от ж/д ст. Сонозеро, что сократит маршрут на 35 км.
  2. При выяснении о низком уровне воды или опоздании по срокам – подъезд от ст. Муезерка не на оз. Кемель, а к мосту через Чирку-Кемь в районе ж/д ст. Сонозеро.
  3. Закончить маршрут можно в п. Тикша. Далее автотранспортом до ст. Муезерка (28 км) или Кемь (102 км). В ближайшее время возможен пуск ж/д ветки на Ледмозеро с остановкой в п. Тикша
  4. Закончить маршрут можно на турбазе у порога Такхо-падун. Далее - автотранспортом до ст. Ледмозеро.
  5. Возможно продление маршрута по р. Чирка-Кемь до п. Юшкозеро. Это удлинит маршрут на ___ км. В связи с тем, что большинство групп заканчивают маршрут в Боровом, этот вариант может быть предпочтительным, поскольку облегчает покупку ж/д билетов на поезд Юшкозеро - Ледмозеро.

К содержанию1.5 Аварийные варианты:

Аварийно закончить маршрут можно на большинстве участков реки. Близость железной дороги (не более 20 км от реки) и достаточно разветвленная для Карелии сеть автодорог способствует скорейшему попаданию в «населенную» местность. Наиболее удобно закончить маршрут:

Движение по маршруту, а также отъезд из Санкт-Петербурга и возвращение осуществлялось совместно двумя группами из Санкт-Петербурга, поэтому было решено составить один технический отчет на две группы.

В походе приняло участие 19 человек (10 человек – МК 35/02, 9 – МК 36/02), данные об участниках

К содержанию1.6 Состав группы

Фамилия, Имя, Отчество
Год рождения
Обязанности в группе
Штейнварг Алексей Владимирович
1974
Руководитель
Евстафьев Валентин Андреевич
1978
Руководитель
Штейнварг Марина Сергеевна
1979
Начпрод
Малахова Галина Юрьевна
1981
Финансист
Анисимов Пётр Викторович
1981
 
Гребеньков Александр Сергеевич
1982
 
Сегаль Наталья Александровна
1981
 
Ершова Татьяна Алексеевна
1981
 
Анреанов Алексей Юрьевич
1981
Ремонтник
Хайн Артур Генрихович
1942
 
Грандашевская Анжелика Иосифовна
1977
 
Александров Федор Игоревич
1981
 
Шрага Владимир Вячеславович
1981
Завхоз
Васильева Татьяна Сергеевна
1984
Медик
Борисов Владимир Владимирович
1981
 
Железнякова Екатерина Александровна
1984
 
Журавлев Александр Георгиевич
1981
 
Трунин Дмитрий
1981
Фотограф
Гулин Алексей Анатольевич
1977
Фотограф

К содержанию2. Сведения о районе похода

Река Чирка-Кемь считается притоком Кеми, хотя на самом деле это одна и та же река (Чирка-Кемь меняет свое название на Кемь после Юшкозера). Чирка-Кемь - одна из самых многоводных рек Карелии. Этим и определяется характер основных препятствий.
Весь маршрут примечателен отсутствием большого количества озер (что, учитывая значительную протяженность, является исключением для Карельских рек). По реке когда-то проходил лесосплав, что отразилось наличием завалов в начале маршрута и значительным числом порогов, образованных ряжевыми стенками.
На маршруте практически нет проблем со стоянками (особенно на озерах). Хотя стоит отметить такой момент: далеко не всегда на этой реке стоянки сопутствуют порогам.
Местное население встречается редко (за исключением участков, близких к населенным пунктам) и настроено вполне дружелюбно.

Муезерский район

Расположен (площадь - 17,6 тыс. кв. км, население - 18,5 тыс. человек) в западной части средней Карелии вдоль границы с Финляндией. Является вторым по величине территории районом республики с низкой плотностью населения (0,01 чел/га). Район пересекает Западно-Карельская возвышенность, являющаяся Беломорско-Балтийским водоразделом. Водораздельное положение района создает ему своеобразную природную специфику:

На юге района, в 20 км от пос.Суккозеро, расположена гора Воттовара, высшая точка Западно-Карельской возвышенности - 417,1 м. Гора находится на государственном учете в качестве культурно-исторического (археологического) памятника республиканского значения. На вершине этой горы находилось святилище древних саамов - до сих пор здесь сохранились сотни культовых камней - сейдов и каменных выкладок. Среди других подобных святилищ, встречающихся в северных регионах, данный памятник занимает самое южное положение и отличается легкой транспортной доступностью.

Интересна Воттовара и как памятник природы. Ее склоны и вершина покрыты хорошо сохранившимися лесными и лесотундровыми сообществами, а сама гора носит яркие следы тектонической деятельности: разорванные трещинами блоки, вздыбленные или, наоборот, обрушенные огромные обломки скал, масса разнообразнейших валунов. Все это создает картину первозданного хаоса и уже привлекло внимание не только ученых-геологов, но и художников.

Известность горы растет, на ней стали появляться дикие туристы и это может привести к непоправимым последствиям для ее культовых и природных комплексов. Вместе с тем гора может стать интереснейшим туристским объектом не только района, но и всей республики.

В силу приграничного положения население края страдало от шведских набегов, давая иногда шведам сильный отпор. Вошел в историю предводитель карел Иван Рокаччу, сумевший нанести поражение крупному шведскому отряду. В культовой роще близ села Тикша находится могила этого народного героя и памятный знак. Скульптурный портрет Рокаччу был воссоздан академиком Герасимовым. В настоящее время место захоронения Рокаччу стало объектом туристского паломничества.

Памятным событием новейшей истории явился легендарный лыжный поход в 1922 году курсантов - красноармейцев под командованием Тойво Антикйнена в дер.Кимасозеро. По следам этого похода был организован всесоюзный лыжный маршрут, по которому прошли тысячи любителей зимнего туризма.

Район беден памятниками архитектуры. Их выявлено 16 единиц и разбросаны они по разным деревням. Поэтому здесь не приходится говорить о развитии культурно-познавательного туризма. Вместе с тем Муезерский район представляет собой уникальный полигон, где могут развиваться любые виды природного, экологического, сельского и спортивного туризма. Препятствием этому является лишь неразвитость соответствующей инфраструктуры.

К содержанию2.1 Маршрут похода

Дата
День пути
Участки маршрута
Км
23.07
Отъезд из Санкт-Петербурга
24.07
1
ст. Муозерка - оз.Кемель (авт) - оз. Шаппиламби
10
25.07
2
оз. Шаппиламби – разруш. Мост у отметки «226»
18
26.07
3
Разруш. Мост – п. Волома – 1-й завал
25
27.07
4
1-й завал – р. Кеминоя
16
28.07
5
р. Кеминоя – протока в оз. Лебединое
20
29.07
6
Протока в оз. Лебединое – устье р. Муезерка
19
30.07
7
Устье р. Муезерка – п. Тикша – пор. Хауда
35
31.07
8
пор. Хауда – пор. Тахко-падун
5
01.08
9
Пор. Тахко-Падун – пор. Никут
27
02.08
10
пор. Никут – пор. Рокконнен
15
03.08
11
Пор. Рокконнен - п. Боровой (ст. Боровая)
15
04.08
отъезд в Санкт-Петербург

Километраж указан приблизительно, поскольку масштаб карты 1:200000 не позволяет указать все изгибы рек, особенно в верховьях.

К содержанию2.2 Дневник похода

24.07.2002. Среда
Ст. Муезерка – оз. Кемель (авт.) – оз. Шаппиламби – 10 км

Из Санкт-Петербурга мы выехали поездом № 249 Санкт-Петербург – Костомукша, который прибывает на станцию Муезерка в 8.35. На платформе после выгрузки из вагона – проверка документов пограничниками. Много расспрашивали и давали ценные советы, но, получив копию погранпропуска(«Спасибо, а то надо было бы переписывать»), отстали. В принципе, достаточно оформленной маршрутной книжки, но у нас был пропуск. На заранее заказанном из Санкт-Петербурга автобусе, водитель которого встречал нас прямо на платформе, мы приехали в 9.50 к началу маршрута – оз. Кемель .

Место на дороге, от которого надо перенести вещи непосредственно на берег озера (300 м по тропе) водитель знают. Места для сбора лодок много. Дров для приготовления обеда достаточно.

В 10-15 начали сбор лодок. Переменная облачность, сильный ветер. Иногда накрапывает мелкий дождик. Отплыли только после обеда – в 15-15.

Озеро Кемель вытянулось на 6 км практически с запада на восток. Плыть нужно практически вдоль правого берега. Через 35 минут на одном из островов первой группы – изба. Еще через 45 минут плавания озеро резко сужается и поворачивает направо. Здесь на мысу правого берега изба и хорошее место для стоянки и рыбалки.

Далее идти следует вдоль левого берега. После резкого поворота озера налево, впереди правее четко виден вход в протоку к оз. Шиваярви. Длина протоки 200 м. В середине – разрушенный деревянный мост, за которым первый порожек (П1) на маршруте. Длина 20м, перепад около метра. При данном уровне воды, а он ниже обычного для данного времени года, для байдарок проходим по центру с частичной проводкой, т.к. не хватает места для резкого разворота судна при лавировании.

Выйдя в следующее озеро, следует идти в его правый дальний угол, откуда вытекает речка. Ширина реки 7-10м. Первые 100м спокойная вода, далее – порог (П2). Длина 150м. Проводка в первой половине, далее – лавирование. В конце порога ступенька. Проходимый слив - у левого берега (ЛБ). Перепад 0,5 м.

После порога река расширяется до 10-12м, встречаются мели и упавшие деревья, которые легко оплываются. В редких случаях необходима частичная проводка.

Выйдя в безымянное озерцо (или это просто разлив реки), следует повернуть направо и через протоку выйти в озеро Шаппиламби. Прямо по курсу, на противоположном берегу отличное место для стоянки любой по размерам группы. Узкая полоска песка, но дно твердое. Много дров, продуваемое место.

Ходовое время с учетом отдыхов и проводок – 4-30.

К содержанию25.07.2002. Четверг.
оз. Шаппиламби – разрушенный мост у отметки «226» - 18 км

Вышли со стоянки в 10-15. Исток реки – в 200 м справа от стоянки. Ширина реки здесь 10-15м. Через 100м – порог (П3). Ширина русла 5-8м. При данном уровне воды необходима проводка судов. После него несколько поваленных деревьев и мелей. Частичная проводка.

Через 1 час слияние с р. Чирка (ПБ). Отсюда река имеет официальное название – Чирка-Кемь. Ширина реки 15-20м. Еще через 10 минут автомобильный мост с обрушившимся центральным пролетом. Обнос 30м по правому берегу. Подход к воде по обеим сторонам моста хороший, тропа протоптана.
На обнос лодок потребовалось 30 минут.

Через 400 м порог(П4). Проход по середине реки с уходом вправо.

Еще через 20 минут порог (П5). Узкое русло (5 м). Проход по основным сливам вдоль левого берега. В самом конце порога, на выходе – гряда камней. Требуется проводка(5 м) при данном уровне воды.

Через 50 м перекат. Проход по центру. Еще через 300м – завал. Обнос по правому берегу. Еще через 300 м остановились на ЛБ для организации обеда.

Через 25 минут вошли в озеро - разлив реки. Для продолжения маршрута необходимо идти вдоль ЛБ. Через 200м – отличное место для стоянки. При выходе из озера (1 час) реку пересекает дорога. Проход под левым пролетом моста. Еще через 30 минут слева ручей. Рядом отличное место для стоянки на большую группу.

Через 10 минут порог (П6). Отмечен на карте. Имеет две ступени. Проход первой осложнен завалом и требует частичной проводки (20м) вдоль ЛБ. Вторая, через 50 м после первой. Резкий перепад 1,5м. Хаотичное нагромождение камней. Сильное течение. Нет места для маневра. При данном уровне воды рекомендуется спуск лодок вдоль ПБ с организацией верхней (за корму) и нижней страховки для направления судна между камней. На обсуждение методов, организацию страховки и проводку судов затрачено 1 час 20 минут.

Еще через 20 минут порог (П7). Длина порога 100м. Перепад около 4-х. Узкий каньон с высокими обрывистыми берегами. Несколько ступеней. Обидно, но при данном уровне воды не проходим и не проводим. Рекомендуем обнос по ПБ с организацией стоянки наверху ПБ посередине обноса. Отличное место. Достаточно дров. К берегу подходит дорога, по которой можно пройти вперед вдоль реки и сфотографировать порог. Ранее здесь был мост, т.к. на ЛБ видно продолжение дороги. Начало обноса за 50м до порога. Травянистый обрывистый берег. Далее болотинка и резкий подъем наверх. Место для спуска лодок гораздо лучше - песчаный пляжик в заводи после порога.

Ходовое время с учетом отдыхов и проводок – 7-40.

К содержанию26.07.2002. Пятница.
Мост у отметки «226» - п. Волома – 1-й Завал- 24 км

Со вчерашнего вечера с короткими перерывами идет дождь, поэтому вышли со стоянки только в 12-40. Через 20 минут порог (П8). Длина 25 м. Перепад 1,5 м. Проход по центру с уходом вправо. В конце требуется проводка вдоль ПБ. Через 100м шивера.

Через 1,5 км вышли в озеро Симононярви. Для безошибочного плавания следует держаться ПБ и чаще заглядывать в карту. Двухкилометровка Карелии точно отражает все изгибы озера и местоположение проток.

В 16-00 подплыли к первым домам поселка Волома на ПБ. Есть почта, магазины. Приставать лучше у пирса, а на почту и в магазины идти по улице вдоль берега налево. Через 3-4 квартала повернуть направо.

После закупок, отметки маршрутных книжек и перекуса вышли в 17-15.Продолжение реки – напротив. Ширина реки около 20м, течение слабое, русло сильно заросло. Мелко.

Через 35 минут автомобильный и железнодорожный мосты с интервалом 150м. На ПБ после ж/д моста хорошее место для стоянки и место сбора судов тех групп, которые начинают маршрут по Чирка-Кеми от ст. Сонозеро (1,5 км по полотну ж/д по ПБ). Здесь мы встретили первую, но не последнюю, группу москвичей.

Дальнейший маршрут до п. Боровой достаточно подробно описан во многих отчетах, которые можно найти в сети Интернет. Идти по уже существующему описанию легче, но первопрохождение участка, по крайней мере – официально, есть первопрохождение и у всех участников похода остались самые теплые воспоминания о наших первых 2,5 днях пути.

Но продолжим. Мы составляли собственное описание маршрута, основываясь на уже существующем на сайте КТМЗ http://ktmz.boom.ru/library/wwte/kar10/belmore/chirka.html#chir, внося коррективы и исправления.

Ширина Чирка-Кеми далее составляет около 30 м, течение на плесах практически незаметно, вода темная, мало прозрачная. Пороги отличаются мелководьем. Берега всюду удобны для стоянок только до озера Шулгоярви, дальше они понижаются, хорошие стоянки есть в основном в специально оговоренных местах. После мостов 25 минут идем по спокойной широкой реке до острова на правом повороте реки. Здесь находится порог (П9), длиной 50 м, проходимый по правой протоке почти вплотную к правому берегу.

Порог заканчивается плесом, по которому гребем еще 8 минут до мелкой каменистой шиверы, проходимой по центру. Через 5 минут проплываем под ЛЭП, а через 200м еще один порог (П10). После него через 15 минут перекат, а еще через 20 минут русло реки перегораживает многолетний завал. Завал обносим по левому берегу, 100 м, здесь же хорошая стоянка в конце волока, где мы и остановились на ночлег. Железная дорога, до которой несколько сот метров, вовсе не раздражает, и удобная поляна, обилие дров, удобный подход к воде и малое количество гнуса с лихвой компенсирует этот недостаток. Отсюда же можно просмотреть предстоящий порог, до которого 2 минуты по реке.

К содержанию28.07.2002. Суббота.
1-й Завал - р. Кеминоя - 16 км

Вышли со стоянки в 10-45, Через 2 минуты обещанный порог (П11) длиной около 150 м. Проходится лавированием между камнями около левого берега, довольно мелко. Сразу за ним перекат. Через 1 час – автодорожный мост, под которым порог (П12) длиной 100 м, проходимый в правом пролете, прижимаясь влево к столбу. Заход в порог с центра вправо, опасаясь прижима к бревнам у ПБ. Струя довольно мощная, за мостом валики, камни. В общем, очень неприятное препятствие, в высокую и среднюю воду нужно его просмотреть, и, возможно, обнести.

За мостом берега постепенно понижаются, переходя в низкие болотистые, и через 15(20) минут гребли река впадает в озеро Верхнее Шулгоярви. Озеро Верхнее Шулгоярви имеет длину 3 км, берега высокие, с песчаными пляжами, удобными для стоянки. Озеро пересекаем в направлении восток-юго-восток, и, обогнув мыс ЛБ, на котором есть стоянка, входим в протоку, расположенную на севере залива. Протока имеет длину около 3 км, слабое течение, берега для стоянки неудобные, и впадает в озеро Нижнее Шулгоярви. Берега этого озера малоудобны для ночлега, пересекаем его в северо-восточном направлении (2 км) и входим в Чирка-Кемь, где есть удобные для стоянки места на правом берегу.

В 13-25 порог, отмеченный на карте. Проход первой из двух ступеней вдоль ПБ, второй – по сливу в центре. В 15 минутах гребли от озера через реку натянут трос, над {под} которым проплываем у левого берега.

Через 20 минут гребли по плесу остановились на обед перед порогом (П13). В начале проход по центру с резким уходом влево после первой гряды камней. Далее, после правого поворота движение по центру. Через 100 м шивера. Проход справа. Прохождение порога закончили в 17-15.

Через 35 минут после порога на правом берегу изба на заливе, здесь же удобная стоянка, стол со скамейками. Ниже берега малопригодны для ночлега. Через 20 минут гребли за избой стационарный завал, обнос 100 м по тропе правого берега.

В 19-45 начали прохождение порога (П14) из четырех длинных ступеней со 100-метровыми плесами с быстротоком между ними. На ступенях очень мелко, избежать частых посадок на камни сложно.

Через 200м каменистая шивера. На следующем повороте порог (П15). Длина 70 м. В конце порога резкий метровый слив у ПБ. Ширина проходимого участка 2 м.

Еще через 200 м шивера, сразу за которой длинный (200 м) и серьезный порог (П16) с наиболее сложным местом на выходе. На пороге проходимая часть реки сужается до 10 м, струя мощная, на выходе центральный большой камень проходить слева через бочку. При недостаточном опыте участников или боязни за суда возможен обнос порога по ПБ. В нашем случае экипажи «Тайменей» обнесли свои суда, совместив обнос (ПБ, 100 м) со стоянкой.

Сразу за порогом в улове ПБ встали на стоянку. Место неплохое: дров много, места под палатки достаточно, есть баня, удобный подход к воде на 5-6 лодок. Прекрасная панорама порога. Есть возможность осмотра следующего порога, расположенного в 300-х м ниже по течению.

К содержанию29.07.2002. Воскресенье.
р. Кеминоя – протока в оз. Лебединое - 20 км

Вышли со стоянки в 11-20.

Через 300 м порог (П17) на правом повороте реки, состоящий из двух ступеней. Проход вдоль левого берега по сливам.

В 12-00 порог (П18), также из двух ступеней. Первая – шивера, проход по центру. После короткого быстротока с уловом, где можно зачалиться для просмотра у ПБ, вторая ступень. Проход вдоль ЛБ. Валы до 1м. В конце порога прямо по линии движения большой камень, плохо различимый с воды. Требуется резкий уход влево. Желательны сигнальщики. Прошли все. Одна из лодок перевернулась на последнем камне. Прохождение закончили в 13-00.

Сразу за порогом река разливаемся, здесь хорошая стоянка в конце озерца на левом берегу. Хорошее место для отдыха и купания, чем мы и воспользовались. За озерцом через 25 минут гребли по спокойной реке перекат, сразу же за которым простой порог (П19) с островом. Проходится по центру. Далее огибаем остров слева и через 200м шивера.

Примерно через 20 минут гребли по реке без течения завал после левого поворота реки на участке с быстротоком. Обнос по правому берегу 30 м. Через 15 минут на левом повороте реки хорошее место для обеда(15-25 – 16-50): узкая поляна вдоль берега, песчаный причал на 10-15 лодок, дрова.

Через 15 минут на левом берегу в заливе изба (отмечена на карте у отметки «153»), удобное место для ночлега, однако здесь много муравьев. Через 5 минут гребли по реке в низких берегах река впадает в небольшое озеро, заросшее и очень мелководное. На ПБ много хороших мест для стоянок. Озеро пересекаем на север (2 км) и еще минут 10 идем по реке со все убыстряющимся течением.

Далее начинается каскад из 5 несложных, но весьма противных мелководных порогов, разделенных плесами с быстротоком. На порогах много камней, воды едва хватает для прохода. Последний порог расположен в нескольких протоках, самый мелководный, заканчивающийся мостом лесовозной дороги на Муезерский, перед которым надо уходить в левую протоку. Под мостом проводка судов вдоль левого берега.

Итак. 1) (П20) две шиверы длиной 50 – 70 м каждая, проходятся по центру лавированием между камней. Из-за дырки в одном из «Тайменей» пришлось клеиться.

2) (П21) 2 шиверы, разделенные по центру осровом. Проход по левой протоке,

3) (П22) система островов: первая «тройная» развилка проходится по центральной протоке, в которой порог с перепадом1 м. Проход по центру.

4) (П23) остров. Проход по левой протоке, в которой порог. Проход по центру. После – уход вправо под автомобильный мост.

5) (П24) под мостом. Проход между 2 и 3-ей опорами, считая справа, с резким уходом вправо сразу после выхода из под моста.

Через 10 минут от моста по реке с ощутимым течением 2 переката, за которыми течение исчезает. Через 20 минут гребли на повороте реки на 180° влево стоянка на правом берегу (до нее от избы стоянок нет), на которой мы и остановились на ночлег. Место шикарное: продуваемый сосновый бор, песчаный подход к воде, ровная площадка на много палаток. В 100 м выше нее по тропе в лесу – изба косцов, незаметная с воды.

К содержанию30.07.2002. Понедельник.
протока в оз. Лебединое – устье р. Муезерка - 19 км

Полудневка. Вышли после обеда, в 16-00.

Через 15 минут от стоянки начинается порог Сухой (П25), расположенный в нескольких протоках. Порог имеет 5 ступеней, последнюю – на слиянии и наиболее сложную, во всех остальных воды очень мало, зато много камней. Проходить порог следует сначала по левой протоке, затем уходить в правую. Следует выбирать линию движения по критерию наличия воды. Перепады на последних двух ступенях 1 – 1,5 м.

Через 15 минут от порога река выходит на болота, а еще через 10 минут – удобные стоянки в заливе на левом берегу. Через 40 минут петляний по болоту - навес на правом берегу, через 20 минут после него начинаются 2 порога, разделенные плесом 100 м с быстротоком. На втором пороге ряж на правом берегу, мощная струя, лавирование между каменей, проход ближе к левому берегу.

Через 15(20) минут гребли по плесу еще 2 порога, разделенные плесом 200 м, проходятся лавированием между камней, сразу за порогами- перекат и средняя стоянка на левом берегу.

На стоянку остановились через 25 минут, в заводи ПБ. Отличная стационарная стоянка. Много дров, отличный песчаный причал. Единственное «но»: здесь к берегу подходит какая-то дорога.

К содержанию30.07.2002. Понедельник.
устье р. Муезерка – п. Тикша - порог Хауда - 35 км

Вышли со стоянки в 10-10. Впереди – практически целый день гладкой воды. Устанавливаем график движения «40 – 10» ­– 40 минут гребли и 10 минут отдыха. При нашей скорости движения по гладкой воде это оптимально.

После стоянки течение исчезает, препятствий нет. Через 10 минут гребли проходим остатки автодорожного моста. По обоим берегам можно встать на ночлег. Еще через 10 минут слева впадает р. Муезерка, на ее правом берегу - навес и изба косцов. Ниже впадения Муезерки Чирка-Кемь расширяется до 40 м, берега болотистые, стоянки можно организовать только на выходах высоких берегов. Через 10 минут гребли в заливе на левом берегу средняя стоянка, еще через 25 минут- разлив с островом, на правом берегу стоянка. Но для ночлега лучше доплыть до озера Монсозера, начинающегося через 5 минут пути за останками очередного моста.

Озеро идем вдоль правого берега к протоке правее острова. На правом берегу озера и острове - песчаные пляжи, отличное место для стоянки и дневки.

Обогнув остров справа, по широкой протоке за 15 минут выходим в озеро Калмозеро. Много мест для стоянок. Сначала идем на восток вдоль левого берега, затем, переплыв через мелководную косу, держим курс на противоположный берег для выхода в п. Тикша. Нам интересны почта и магазины.

Выйдя на берег, следует найти любую дорогу, идущую от берега. Как выяснилось, любая дорога «от берега» ведет в Тикшу. Перейдя по дороге два болотца, выходим к первым домам. Еще через 5 минут поворот дороги налево, переход ручейка по мосту, подъем в гору. Еще через 5 минут слева магазины, за ними в 200м по дороге – почта и переговорный пункт. Все магазины имеют обеденный перерыв с 14 до 16 часов, почта (10-00 – 14-00, 15-30 – 18-00), переговорный пункт (10-00 – 14-00, 15-00 – 18-00). В этом случае удобно заслать гонцов в поселок, а остальным перегнать байдарки до автомобильного моста (5 км), куда гонцы могут подойти или подъехать на попутном автотранспорте из поселка. Дорога ведет на п. Муезерский.

После высадки гонцов движемся вдоль берега озера влево. Через 10 минут выход реки из озера. Отсюда 30 минут спокойной гребли до моста, где на ЛБ удобно подождать гонцов, сфотографироваться у таблички «Чирка-Кемь».

От моста начинается следующий участок Чирка-Кеми, который отличается концентрацией наиболее сложных препятствий. Ширина Чирка-Кеми на участке составляет около 70-100 м, течение на плесах малозаметно, вода темная, мало прозрачная. Пороги отличаются значительной мощностью струи.

До Тикши, а также до автодорожного моста, можно добраться от станций Кочкома (железнодорожная ветка на Мурманск, 102 км) или Ледмозеро, Муезерка (28 км). Последнее дешевле и предпочтительнее, если проезд по железной дороге сюда не затруднен.

Большое количество групп начинают свой маршрут именно от Тикши, уходя в дальнейшем на Кемь, Охту или другие карельские реки. Сбор судов – либо в заливе Калмозера в поселке или у моста.

Сразу за мостом в перекат на остатках старого моста, после чего 40 минут гребли по широкой реке без течения в унылых берегах до озера Челгозера, в которое Чирко-Кемь впадает болотистой дельтой с длинными петлями. Для стоянок удобен правый берег, но, чтоб не делать крюк, можно переплыть озеро (3 км) по диагонали, где на входе в реку хороша стоянка на живописном высоком правом берегу. От выхода из озера 15(20) минут гребли по широкой реке без течения до железнодорожного моста (постройка 95 года) новой ветки Ледмозеро - Кочкома.

Отсюда начинается интереснейший участок реки с тремя сложными порогами. Сразу под мостом расположен Нахкопорог (П26) длиной около 50 м, проходимый по центру по мощной струе с валами. После короткого плеса с течением в протоке левее острова порог Карежка (П27) с поворотом, длиной около 100 м, проходимый по центру. Сразу же за слиянием – Лоухипорог (П28) длиной около 100 м, проходится вдоль правого берега с заходом через центр, у левого берега мелко, необходимо лавирование. Основной слив – в 2 м от берега.

За порогом река быстро течет в русле с островами, после слияния, в 8 минутах от Лоухипорога, изба на правом берегу. Сразу же за ней 2 переката, от которых 3 минуты по реке со средним течением до автомобильного моста. Под автомобильным мостом - порог Чавго (П29), длина 100 м, проход во второй справа пролет моста, уходя затем влево от столкновения со старой опорой, струя в пороге мощная, на выходе валы.

Далее в левой протоке несложный порожек, после которого и плеса с быстротоком расположен серьезный порог Хаудо (П30). Ориентир - резкое сужение реки и характерный шум. Просмотр с правого берега, здесь же на входе и выходе есть стоянки. Длина порога около 100 м. Первая ступень порога проходится у ПБ ближе к центру, затем траверс вправо и проход второй ступени у правого берега по краю бочки. На ступенях сливы по 0.5 м, на выходе валы. После второй ступени легкий поворот влево, перекат.

На выходе из порога на левом берегу высокие скальные выходы. Страховать спасконцом удобно с ПБ. Фотографировать – с ПБ или с ряжа ЛБ.

Сразу после переката остановились на ночлег на ПБ. Место хорошее во всех отношениях, но байдарки и вещи приходится поднимать высокий (~8м) берег.

К содержанию31.07.2002. Вторник.
порог Хауда – пор. Тахко-падун - 5 км

Вышли со стоянки в 11-00.
Сразу после стоянки участок быстротока с 2 перекатами, проходимый за 10 минут, и , после короткого плеса, начинается сложный порог Кривой (П31). Ориентир - сужение реки, шум воды. Просмотр с правого берега(общая панорама порога и первая ступень) и с левого берега (вторая ,наиболее сложная ступень), здесь же в начале порога есть стоянка. Длина порога 350 м. Первая часть порога до поворота влево проходится вдоль ряжа правого берега и сложности не представляет. За ряжем большая суводь. За поворотом влево идти вдоль правого берега с точным заходом в основной слив между камнями. Высокие валы до 1 – 1,5 м. Прохождение порога экипажами (фото1, фото2)
За порогом река поворачивает вправо, струя идет вдоль левого берега, где на высоких скалах расположена турбаза и рыборазводная станция, сооружен ряж. Высокие (20 м) красивые скалы и на левом берегу. (фото1, фото2, фото3)

Сразу после выхода из порога Кривой необходимо идти к правому берегу, так как после короткого (150 м) плеса начинается Тахко-падун, изюминка маршрута, плохо видимый с наплыва. Чалиться на берег залива плеса непосредственно перед началом Тахко-падуна (П32).

Порог представляет собой огромный котел, расположенный несколько левее центра реки, оставляя проходы под берегами.

Далее, предваряя свой взгляд на прохождение порога, хочется привести цитату из общепринятого описания, применимого, правда, в более высокую воду. «Проход вдоль левого берега, рекомендуемый изучаемыми нами отчетами, с правого внушает мало доверия - слишком много камней. Правый проход, значительно более широкий, на своей половине, ближней к центру, перегорожен грядой острых камней. Около острова есть еще несколько групп камней, между островом и берегом – протока, годная для проводки судов. Обносная тропа по ПБ малоудобна – берег довольно скалист. Единственный замененный нами вариант прохода- в правее котла между острыми камнями слева и острым валиком сбойки струй, стоящим вдоль течения, справа. Сложность в том, что после первого слива на коротком участке расположены 2 бочки, мешающие точному заходу во второй слив, о котором сказано выше. За вторым сливом уход влево в суводь за камнем и далее - траверс через вал 1 м к правому берегу».

Теперь о нашем прохождении. Ниже порога стояла группа москвичей, который в течение двух дней облазили порог и промерили глубины. По результатам обследования остался только один вариант прохождения для данного уровня воды – по центру котла. Катамараны проходят свободно, байдарку могут перевернуть на выходе боковые струи. Обязательна страховка спасконцами с ЛБ и ПБ (с ряжа).

У нас прошли две байдарки «Свирь-Н», правда, обе легли под порогом на сбойке струй.(Подробная съемка прохождения порога экипажем Штейнварга А.В. (фото1, фото2, фото3, фото4). Москвичи на разгруженном «Таймень-2» прошли чисто. Остальные лодки провели по обводной протоке вдоль ПБ. Сразу после котла на ПБ есть довольно неудобная стоянка, однако она идеально подходит группам, решившим покататься, при наличии времени и желания, на этом пороге. Встаь гораздо удобнее на ЛБ, но это частная территория турбазы и нужно платить. Кому и сколько так и осталось загадкой. В экстренной ситуации с турбазы можно уехать в Ледмозеро.

После порога на левом берегу пристань, здесь стоит даже речной теплоходик (!). По плесу 10 минут до острова с отличной стоянкой, на которой мы и остановились на ночлег. Группа немного расстроена, но в сложившейся ситуации у нас нет времени на длительную остановку на падуне. Все верят, что мы сюда еще вернемся через несколько лет.

К содержанию01.08.2002. Среда.
пор. Тахко-падун - порог Никут - 27 км

Вышли со стоянки в 11-00.

Через 15 минут гребли по широкой 100 м реке без течения- перекат на сужении, далее река немного расширяется, течение исчезает. Через 25 минут река еще расширяется, через 15(20) минут около острова - хорошие стоянки на левом берегу, в глубине самого острова- полуразрушенная изба. Обходить остров короче вдоль левого берега реки. Через 1 час гребли по широкой реке, в последней части текущей в болотистых берегах, перекат на сужении.

В 7 минутах от него начинается Верхний Ледмозерский порог (П33), слева ряж, просмотр по правому берегу, проход около него же, валы 0.7 м.

Через 7 минут Нижний Ледмозерский порог (П34), проход по центру, валы до 0.7 м. Ниже порога- хорошие стоянки на обоих берегах. Сразу за порогом на ПБ остановились на обед.

Через 25 минут на повороте реки влево на скалах правого берега несколько отличных стоянок. Отсюда уже видны устья рек Хяме и Растас. Через 1.5 часа унылой гребли подходим к порогу Кильбо (П35) длиной около 200 м, проход по центру струи, валы до 0.7 м. Почти сразу за порогом на повороте - перекат, на левом берегу - дома на мысу.

Далее еще 2 переката и за поворотом вправо - порог Омас (П36) длиной около 200 м, расположенный на левом повороте. Проход по центру, в струе в центре подводный камень, стоячие валы. После киолметрового плеса начинается порог Никут (П37). Перед ним, не доезжая 200 м встали на стоянку на правом берегу. Место хорошее, дров много.

Вечером на пустой лодке съездили к порогу для просмотра (по правому берегу, по камням).

К содержанию02.08.2002.Четверг.
порог Никут - порог Рокконнен - 15 км

Вышли со стоянки в 10-30.

Через 200 м – порог Никут. Ориентир - ряж на левом берегу. Длина порога около 300 м, проходить его следует по центру, где в нижней части есть валы до 1 м. Сразу за порогом на плесе на правом берегу дом, на левом – приличная стоянка.

После короткого плеса начинается простой порог Железные Ворота (П38) длиной 1 км, состоящий из 5 ступеней, разделенных быстротоком.

После короткого плеса на правом повороте начинается порог Ручей (П39), 300 м, проходимый по центру, и сразу же за ним – порог Битуш (П40), 200 м, расположенный около островов. Далее после плеса на резком сужении расположен порог Раух (П41) длиной около 50 м. Ориентир – за порогом виден огромный камень на середине реки. Проходить порог следует по центру, на выходе валы до 1 м.

После 400-метрового плеса расположен порог Островной, длиной около 150 м и проходимый между двумя каменными насыпями посередине реки. Видимо, это остатки креплений бонных заграждений при лесосплаве.

После короткого плеса на левом повороте начинается порог Елоха (П42), длиной около 300 м, на выходе заворачивающий вправо, необходимо лавирование.

После короткого плесе начинается длинный (350 м) и сложный порог Рокконнен (П43). Берега здесь болотистые, течение, затягивающее в порог, ощутимое. Просмотр всего порога по правому берегу обязателен. Прохождение верхней части с лавированием между подводными камнями с дальнейшим уходом влево от струи. На выходе посередине – камни, от которых следует резко уходить влево. Рекомендуем сигнальщика. В средней нижней частях порога валы до 1.5-1.7 м. Рекомендуем расстановку сигнальщиков.

Через 10 минут за порогом большой остров, обходить который рекомендуем по правой «протоке». Через 300 м на правом берегу хорошие стоянки, на одной из которых мы остановились на полудневку после удачного прохождения порога Рокконнен.

Отличная оборудованная стоянка. Много дров. Сосновый бор. Баня. Множество рукотворных напоминаний о стоявших тут.

К содержанию03.08.2002. Пятница.
порог Рокконнен – п. Боровой - 15 км

Вышли со стоянки в 10-30.Это последний ходовой день на воде. Немножко грустно.

Справа впадает ручей, за которым начинается Сосновый порог (П44) длиной более 1 км, состоящий из четырех ступеней, разделенный на несколько проток. На первой ступени идем в правую протоку, проход по центру, на правом берегу стоянка. Во второй ступени идем в левую протоку, проход около центра, лавирование, валы, на правом берегу есть стоянка. Две нижние ступени проходятся по центру.

За порогом плес с быстротоком, в русле много топляка, острова. Через 15 минут выходим к островам Шалсари, в протоках между которыми несколько перекатов. Между островов идти сначала по правой протоке, затем выходить к левому берегу. На одном из островов есть избушка.

На выходе из лабиринта островов начинается простой порог Елисей (П45) длиной около 200 м. Проход по центру.

После короткого плеса начинается порог Олений (П46) длиной 800 м. Первую часть порога можно проходить без осмотра около правого берега. В месте, где река поворачивает влево, необходимо причалить к правому берегу и осмотреть нижнюю и среднюю часть порога. На пороге несколько ряжевых стенок. Проход по центру, валы до 1 м, бочки.

После короткого плеса- порог Лоухи длиной около 100 м, проход по центру.

Через 7 минут, после плеса с перекатом начинается порог Горшок (П47) длиной 200 м. Ориентир- ряж на правом берегу (всего их в пороге 3). Просмотр с правого берега по ряжу. Проходить следует по центру правой (основной) части струи. В струе валы до 1.5 м, бочки. Одна из лодок перевернулась и пришлось заниматься спасработами с воды. Установка страхующего на нижнем ряже – крайне желательна.

После короткого плеса порог (П48), проходимый по центру, за ним хорошие стоянки на правом берегу.

Отсюда до Борового 1-1.5(1.5-2) часа хода, есть несколько перекатов, берега удобны для стоянок. В Боровом удобно закончить маршрут у первых «признаков цивилизации» - дорога и какая-то «сливная» станция на ЛБ. В 50 м ниже – отличная стоянка с достаточным количеством места для разбора судов.

Отсюда по вышеупомянутой дороге можно сходить в поселок (900 м) и договорится о машине, которая подбросит снаряжение до станции железной дороги (1,5 км от берега).

Встать можно и на правом берегу, но тогда придется идти в поселок через автомобильный мост (600 м ниже нашей стоянки, виден).

Очередь за билетами занимают с ночи. В поселке есть магазины (работают почти круглосуточно), почта, телеграф.

Исходя из времени отправления (16-55) поезда (до Петрозаводска или с пересадкой в Ледмозеро, по четным) рекомендуем с вечера договориться о машине, которая днем увезет на вокзал. Имеется зал ожидания, закрываемый на ночь.

К содержаниюДополнение.
п. Боровой - Юшкозеро

При наличии времени рекомендуем удлинить маршрут до ст. Юшкозеро, откуда проще решить вопрос с билетами. Описание этого участка (по данным из сети Интернет):

Участок начинается от автодорожного моста в поселке Боровой. На этом участки ширина реки более 100 м, значительный расход воды. Течение заметно практически везде. В Боровом под автомобильным мостом перекат, далее длинный плес, по которому 20 минут до устья Оврии, около которого перекат, и после короткого плеса - порог длиной 100 м под железнодорожным мостом. Проходить его следует по левому сливу, на выходу валы до 1 м.

За порогом еще 4 переката и длительный плес. Порог Ниласкоски, длиной около 100 м, начинается в 50 минутах от железнодорожного моста. Ориентир - раздвоение реки. Проход по центру струи слева от острова, на выходе валы до 0.6 м.

Через 15 минут- перекат и хорошая стоянка на левом берегу. Далее, после еще одного переката, на плесе на правом берегу изба.

Следующие удобные стоянки есть в 1.5-2 часах хода от порога Ниласкоски в раздваивающемся заливе на правом берегу, напротив выхода в реку. Если пройти от берега 200 м по тропе, то выйдешь к избушке. Отсюда идем далее вдоль левого берега. Через 20 минут - трос переправы, справа будка, а еще через 40 минут начинается поселок Юшкозеро (Старое). Здесь есть магазины. Отсюда идем по правой протоке и через 5(10) минут, проплыв под 2 мостами, выходим в озеро Юшкоярви. Путь по озеру отмечен каменными насыпями ряжа. Озеро уже лежит на реке Кемь. В Юшкозеро нужно договориться с машиной или пройти пешком до станции.

К содержанию 2.3 Заключение и рекомендации по маршруту.
По нашему мнению данный маршрут соответствует III к.с.

Для успешного участникам полезно иметь навыки водного слалома, опыт прохождения порогов 1-3 к.с.

В низкую воду, как при нашем прохождении в этом году, на 20 - 40 см ниже обычного, описание прохождения порогов может отличаться от общепринятого. Например, порг Такхо-падун при данном уровне воды проходим на разгруженных судах (Таймень-2, КНБ) по центру котла, что крайне не рекомендуется при более высоком уровне воды.

При прохождении порогов необходимо находиться в спасательных жилетах. На большинстве порогах желательно иметь каски (сильное течение, валы, бочки, очень много камней, широкая река).

С продуктами в местных магазинах проблематично. В Воломе и Боровом можно купить практически все, в Тикше - только некоторые продукты. При наличии соответствующей упаковки для хлеба (на 3-5 дней хранения) нет необходимости в сушке этого продукта. Но гарантии покупки хлеба нет.

К содержанию2.4 Материалы о районе похода
Описания маршрута по р. Чирка-Кемь, взятые с сайтов www.tag.spb.ru, www.lib.ru, www.ktmz.boom.ru
Карелия. Топографический атлас 1:200000

К содержанию2.5 Телефоны для связи на маршруте
Муезерский район. Администрация местного самоуправления Муезерского района.
Глава администрации: Баранов Михаил Николаевич Телефон: (814-55)2-11-63 Факс: (814-55)2-17-65 Адрес: 186960 п. Муезерский ул.Октябрьская, 19а.
Автотранспортные предприятия п. Муезерский
"Экспресс" - тел. 21481 (мы связывались с ними)

"Матон" тел. 21622 код Муезерского - 81455

Сайт управляется системой uCoz