Скачать doc версию (28Kb)
Скачать txt версию (15Kb)

Отчёт о походе II к.с. по реке Суна (Карелия)
21-30 июля 2001 года

CОДЕРЖАНИЕ:

БЛАГОДАРНОСТИ
П
ри подготовке похода и написании отчёта нами использовались сведения, почёрпнутые в глобальной сети Internet на страницах

СОСТАВ ГРУППЫ

  1. Евстафьев Валентин Андреевич
    • 1978 г.р.
    • Руководитель
  2. Александров Фёдор Игоревич
    • 1982 г.р.
  3. Андреанов Алексей Юрьевич
    • 1981 г.р.
    • Реммастер
  4. Анисимов Пётр Викторович
    • 1981 г.р.
    • Начпрод
  5. Борисов Владимир Владимирович
    • 1980 г.р.
  6. Васильева Татьяна Сергеевна
    • 1984 г.р.
    • Медик
  7. Гребеньков Александр Сергеевич
    • 1982 г.р.
  8. Ершова Татьяна Алексеевна
    • 1981 г.р.
  9. Железнякова Екатерина Александровна
    • 1984 г.р.
  10. Малинин Михаил Васильевич
    • 1985 г.р.
  11. Мосякина Ирина Анатольевна
    • 1980 г.р.
  12. Трунин Дмитрий Анатольевич
    • 1981 г.р.
    • Завхоз
  13. Хайн Артур Генрихович
    • 1942 г.р.
  14. Шрага Владимир Вячеславович
    • 1981 г.р.
  15. Сотников Дмитрий Аркадьевич
    • 1977 г.р.

СОСТАВ ЭКИПАЖЕЙ:

  1. "Свирь-Н" Васильева - Евстафьев
  2. "Свирь-Н" Трунин - Сотников
  3. "Таймень-2" Железнякова - Анисимов
  4. "Таймень-2" Андреанов - Александров
  5. "Таймень-2" Малинин - Мосякина
  6. "Таймень-2" Хайн - Шрага
  7. "Таймень-3" Гребеньков - Ершова - Борисов
В походе использовались каркасно-надувные байдарки "Свирь-Н" Санкт-Петербургской фирмы "Тритон" и "Таймень" с фартуками и юбками. На маршруте наличие фартуков и юбок является строгой необходимостью, так как в большинстве порогов есть бочки и достаточно крупные валы.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Река Суна является одной из крупных рек Центральной Карелии. Маршрут по ней довольно популярен. Заброска и сход удобны, и не требуют большого количества времени и денег. Начинать маршрут можно в нескольких местах. Первый вариант - старт со ст. Брусничной (оз. Суккозеро). Здесь от железной дороги до воды всего несколько десятков метров. Наиболее интересный и протяженный вариант маршрута, длиной 180 км, но с необходимостью прохождения крупных озер Суккозеро и Гимольское. В этом случае категория сложности похода увеличивается до третьей за счёт порогов, находящихся выше озера Гимольского, в том числе порога Нежданный (по некоторым описаниям IV к.с.). Второй вариант (выбранный нами) начинается со ст. Гимольской (южная оконечность Гимольского озера). До воды около 1,5 км. Маршрут сокращен до 130 км за счет исключения 50-км перехода по выше перечисленным озерам. В этом случае категория сложности вторая, так как, несмотря на небольшую нехватку километража, на маршруте встречается гораздо больше препятствий, определяющих категорию, чем требуется. Это допустимо по Единой Всероссийской Спортивной Классификации Маршрутов, утвержденной Федерацией спортивного туризма Туристско-спортивного союза России 1 февраля 1995 года. Третий вариант, наиболее короткий - около 100 км, почти полностью исключающий озерную часть в верховьях маршрута. Начинается от ст. Поросозеро (оз. Поросозеро), здесь от станции до воды 4 км. В этом случае поход можно заявлять как некатегорийный с элементами второй (а в половодье и третьей) категории сложности. В настоящее время для проезда по Западно-Карельской железной дороге вновь требуется пропуск в погранзону. Оформить его можно на Шпалерной, 62.

ЛОЦИЯ РЕКИ СУНА

Данная лоция почёрпнута нами из книги ????, кроме того она опубликована в сети Internet. Лоция охватывает не только пройденную нами часть реки, но и всю часть по которой возможен сплав. Лоция практически соответствует действительности на виденной нами части маршрута, хотя возможных мест для стоянки существенно больше, чем указано у авторов. В лоции идёт сквозная нумерация препятствий без разделения на перекаты, пороги, шиверы, прочее.

Суккозеро - 13 Х 6 км, плыть восточным берегом. Стоянка возможна (далее ВС) - через час хода в заливе, скрыта мысом с пляжем + в сужении озера на левом берегу.
Исток Суккозерки - ЮВ озера за двумя о-вами. Ширина 15 м, берега заболочены.
На входе - П1 - плотина.
Далее П2 - перекат, просмотр слева.
5км - оз. Колми. ВС - округлая скала ЮВ берега. Выход из оз. - правым берегом не доходя до нее 400м.
П3 - перекат.
П4 - порог, двойной чистый слив в скальном сужении, без просмотра.
П5 - крутой перекат.
П6 - перекат 100м.
Оз. Сурилампи.
П7 - порог Нежданный, КС-IV. Просмотр слева. В начале - низкий мост, в русле - шахматка, сильное течение, обливняки в струе. Во второй части - крутой левый поворот. Падение 7 м. Возможный обнос слева от моста 200м. Далее до Торосозера возможны завалы. На входе в озеро - ВС справа. Выход - левым берегом 500м.
Плес.
П8 - порог. Внимание, за ним низкий мост!!! Просмотр слева и с моста.
Разлив
П9 - перекат.
Оз. Гимольское. 25Х5,6 км, глубина максимум 3м. ВС - в скальном архипелаге или на о. Денга. Идти левым берегом. За Денгой на В - пляж, хорошее место для дневки. Недалеко геодезическая вышка - по лесной дороге 1,5 км до автодороги, по ней влево, отметка 204 м. Хороший вид. Если нет захода в Гимолы - вправо в обход островов. Исток Суны - в дальнем правом углу последнего плеса1.
Остров - обход справа.
Оз. Кудамгубское. Берега заболочены. ВС - в истоке реки слева. Выход - в конце ЮВ губы озера.
8 км.
Чудозеро. 6 Х 3 км. ВС - основание большого мыса слева по ходу.
Поросозеро. 9 Х 1км. В поселке почта, магазины.
Конец озера - П10 - порог Пристанский, две ступени, 150 м.
Плес.
П11 - Валамзенский порог, осмотр справа.
Плес с о-вами, проход в правую протоку.
П12 - проход справа от острова. Сразу пристать влево для просмотра
П13 - Мельничный порог.
Пяльвозеро. Идти по левому берегу. ВС - охотничьи избушки на правом и левом берегах в середине озера.
5км.
Раздвоение.
П14 - перекат Маркоткоски.
П15 - порог.
Перекат с островом в русле - П16 Коссаниски.
П17 - длинный перекат,
переходит в П18 - порог Корбикошки - два поворота, за порогом - мост проселка.
Плес.
П19
П20
П21 - порог Лебикоски, многоступенчатый, рекомендован проход в несколько приемов.
Плес, с большим количеством островов. Идти левым берегом.
Оз. Дяньгаслампи.
Линдозеро. Левым берегом. ВС - слева перед устьем, на островах, в сужении на берегах.
Дер. Линдозеро. Магазин2.
Плес, левым берегом.
Мост, за ним порог П22, КС-II. Осмотр слева. На входе слева шивера. После гряды справа быстроток. Переход на пр. берег. У выхода остатки плотины и отмель слева - горка. В струе два обливняка!
ВС - слева за порогом. Возможна дневка.
Плес 4 км.
П23 - Шильмяйтокоски - шивера 500 м с правым поворотом в конце, за ним бочка за плитой. В низкую воду на входе слив с гряды. ВС справа перед порогом.
П24 - Ковеланлиете-Коски, КС-II. Просмотр слева. 200м. Вход - слив в узости, затем крутой левый поворот с грядой слева на выходе.
П25 - 600 м перекат , 3 поворота в широком русле.
П26 - Леполису, шивера 150м, проход правым краем струи. Осмотр затруднен.
Два простых переката.
П27 - бурный перекат.
мелкий перекат.
П28 - Сухой ,600м, КС-II. Проход левой протокой.
Плес, много камней.
Ламбина с островом. ВС левый берег за устьем ручья.
П29 - шивера.
раздвоение.
П30 - Каданлоама, КС-II. шивера 300м с правым поворотом, за ним горка с обливняками.
П31
П32 - Длинный. 1,2 км.
Высокая вода: КС-III. Тщательный осмотр справа. Вход, плавный правый поворот, основная струя влево от плиты, за бочкой вправо между струей и отбоем. 500м быстротока, по центру. Перед островком у правого берега - справа на центр свал воды с камней, плохо с воды читается. Крутой левый поворот, водоскат.
Низкая вода: КС-II. Просмотр слева. В сужении у острова остается горка с обливняками.
ВС за порогом на высоком берегу
П33 - Корбикошки-2 с островом в начале.
П34П35 - Блин, КС-II. Просмотр слева.
П36 - водоскат.
П37 - Ледяной. Шивера 600м.
Высокие скальные берега.
6 км.
Впадение р. Семчи.
через 2 км - залив вправо, затем влево - залив Лавалампи. Справа - перспектива Викшеозеро.
В начале Викшеозеро ВС справа, на островке перед входом в пролив на Гирвас. Перед о-вом на разливе - налево. Перед мостом слева - вход в Пионерный канал, обонован.
Суна кончилась
В Гирвасе плотина, от Гирваса до Сундозера сухое русло.
Подъем до ГЭС. Обнос плотины справа. Из поселка ходит автобус до Петрозаводска, 2 часа.
Пальеозеро, по правому берегу. ВС северная оконечность о. Большой. СЗ залив - выход в р. Нивка.
П38.
Кримозеро.
р. Тивдийка.
П39 - шивера, 1 км, падение 7 м. Просмотр, при желании обнос - слева.
Оз. Сандал. Много островов. Проход по восточному берегу, при выходе держать справа от Нигострова, дабы не спутать заливы. ЮЗ залив (Нигозеро)
ст. Кондопога.

ДНЕВНИК ПОХОДА

21.07.2001. Суббота
О
тъезд из Санкт-Петербурга. Поезд №249 Санкт-Петербург - Костомукша, отправление с Финляндского вокзала отправление в 20 часов 50 минут.

При покупке билетов спрашивают разрешение на въезд в погранзону. Доставали мы его и ещё один раз. В районе Приозерска нас попросили предъявить пропуск в погранзону. Человек, который проверял пропуск, не спрашивал паспорта, не имел знаков отличия, не предъявлял удостоверения, появился только в одном вагоне. По всей видимости, жулик. Сказал, что наши документы не в порядке, но денег требовать не решился. Больше попыток проверить документы не было.

22.07.2001. Воскресенье
П
рибыли на станцию Гимольская в 10 часов утра. Мелкий дождь. На станции поставили отметку в маршрутную книжку. Для того, чтобы попасть к озеру нужно перейти железнодорожные пути и идти по просёлочной дороге. Путь с грузом занял 12 минут. Удобно сначала выслать разведку, так как дорога имеет несколько ответвлений. На первой глобальной развилке важно выбрать левую дорогу. Грунтовка выходит в залив озера Гимольского к лодочным сараям. Перед сараями на берегу удобная поляна для сборки байдарок. Выход к воде несколько захламлён, но в целом достаточно удобен. Не торопясь, собрались и пообедали.

На воду вышли в 16.00. Двигались вдоль левого берега озера Гимольского около 2 км. У местного населения можно получать информацию. Ориентир на вход в Суну - большой, издалека видный камень, называющийся "Два Ивана". На камне есть соответствующая надпись. В Суну вошли в 16 часов 45 минут. Короткая (3 км) протока до озера Кудамгубского. Течение слабое.

17 часов 30 минут - вошли в озеро Кудамгубское.

19 часов ровно. Встали на стоянку в протоке на левом берегу примерно через 2 км от выхода из озера Кудамгубского, за 200 метров до протоки. Протока есть на карте (1:2000000) и является неплохим ориентиром. Стоянка была выбрана из-за хорошего пляжа-причала на много лодок. Сама стоянка не очень хороша для размещения большой группы. Нам пришлось искать места для палаток, и в результате, ставить их на некотором удалении друг от друга, а не компактно. Этот недостаток компенсируется многочисленными достоинствами: ОЧЕНЬ удобный подход, невысокий берег, обилие ягод, никаких проблем с хорошими дровами. Метрах в ста от берега, возле протоки нашли остатки охотничьей избушки, сгоревшей, судя по всему, пару лет назад.

23.07.2001. Понедельник
7 часов ровно. Подъём. Завтрак. Сборы.

10 часов 15 минут. Выход на воду.

10 часов 31 минута. Справа от нас осталось озеро Уэвегилампи.

11 часов 15 минут. Вышли в Чудозеро. Действительно, как сказано в одном из описаний, издалека видна жёлтая полоса мыса. Нужно держать курс на неё. Сам мыс придётся обходить справа, поэтому, если нет необходимости в стоянке, то нужно стремится не на пляж, а на правую оконечность мыса. В основании мыса есть хорошие места для стоянки, возможно, даже днёвки. Мы не нуждались в этот момент ни в ночёвке, ни в месте для обеда, потому просто причалили к каменистой узкой (около 5 метров) части мыса для краткого отдыха и разминки.

12 часов 45 минут мыс обойдён. Мы двигаемся вдоль левого берега по длинному плёсу. За 3-4 километра до Поросозёрского железнодорожного моста хоршая привязка к карте (1:2000000) - автомобильные деревянные мосты на правом берегу плёса. Они действительно существуют и заметны с воды.

14 часов ровно. Пришли в посёлок Поросозеро.

ВНИМАНИЕ!!! Посёлок упоминается в т.н. "Туристском чёрном списке криминальных населённых пунктов" и, возможно, не без оснований. Как говорят, местная молодёжь не прочь позаимствовать туристское снаряжение. Более подробно об этом можно узнать в сети Internet. Вокруг наших лодок постоянно крутилось местное население, задавая время от времени участливые вопросы, где именно мы собираемся стоять. На такие вопросы имеет смысл отвечать расплывчато. В самом посёлке удобно причалить примерно через 400 метров после железнодорожного и автомобильного мостов, возле пирса. От него можно подняться в посёлок к магазинам, почте и прочим благам цивилизации. Для этого нужно пройти по улочке, ведущей к пирсу, свернуть в конце (начале?) её налево, выйти к асфальтированной Центральной улице. Именно на ней расположены почта, несколько магазинов различного профиля и поселковая администрация. Почта не работает по воскресеньям и понедельникам, но можно отметиться в администрации. Там к вопросу отметки подходят весьма серьёзно, ставят круглую печать и вписывают, что "такая-то группа прибыла в Поросозеро тогда-то".

После Поросозера идёт 7-километровый плёсовый участок. За ним первый крупный порог - Пристанский. Он состоит из двух ступеней, требует предварительного просмотра. В целом - порог технически несложен. Самую большую опасность представляют существенные валы и бочки. Поскольку Пристанский порог был для некоторых участников первым в жизни, то мы детально обсудили всё прохождение и организовали страховку. На прохождение Пристанского порога семью байдарками ушло около часа. Между Пристанским и Валазменским порогами есть ещё какой-то небольшой слив, ничего из себя не представляющий. Вот, что сказано о Валазменском пороге у Дмитрия Шевлякова:

римерно через километр второй порог - Валазменский, более мощный, но также простой в прохождении. Здесь метров 200 река прорывается между двумя высокими обрывистыми берегами, проход чистый, но валы жесткие, достигают 1 м. При прохождении порога лучше держаться левее центра, так как в конце Валазменского у правого берега лежит подводная плита, слив с которой можно увидеть при осмотре, но совершенно не заметен с наплыва. Осмотр по правому берегу. Здесь же справа от порога находятся развалины каких-то древних строений, оставшиеся ещё с Петровских времён. В конце Валазменского порога на высоком правом берегу ровная площадка для стоянки, впрочем, встать можно и на левом берегу перед порогом. Далее река разливается широким плёсом с островами и высокими красивыми берегами".

Руководствуясь вышесказанным, мы вышли на предварительный просмотр порога. На левом и правом берегах стояли какие-то московские группы. Просмотрев порог, мы, ввиду позднего времени (около 18 часов) и намечавшегося праздничного ужина, решили отложить прохождение до утра.

Над порогом довольно много удобных мест для стоянки, как выше, так и ниже самого порога. Мы встали на правом берегу, выше порога. Там к порогу подходит старая дорога, там же кончается. При погрузке и разгрузке лодок следует обратить внимание на то, что находится под ногами. По нашим предположениям, развалины на берегу - остатки стеклодувной мастерской, иначе трудно объяснить, почему берег завален кусками необработанного стекла. Ходить там без обуви опасно.

Мы попробовали пройти пешком от Валазменского до Мельничного порога, но по правому берегу это невозможно, да и Мельничный нужно просматривать с левого берега.

Вечером был праздничный ужин по поводу дня рождения Татьяны Васильевой.

Всю ночь пришлось дежурить - вечером к лагерям приходили местные молодые люди из Поросозера. Происшествий не было.

24.07.2001. Вторник.
8
часов ровно. Подъём.

10 часов 30 минут. Лодки на воде, начинаем прохождение Валазменского порога. Опять полная страховка, наблюдение снизу. Прохождение заняло час. Порог пройден всеми экипажами удачно. Небольшие проблемы возникали почти у всех на выходе из порога - там подводные камни. Экипаж Трунин - Сотников встал на одном из них, потом удалось сняться, но выход из порога они проходили кормой. Стоявшие над порогом москвичи сказали, что у них при прохождении перевернулась одна из байдарок. Москвичи ходят на надувных байдарках (Щука?). Говорят, что удобно.

11 часов 30 минут. Прохождение Валазменского завершено.

Между Валазменским и Мельничным порогами есть несколько несложных шивер. Их прохождение не требует предварительного просмотра. К Мельничному порогу подошли около полудня. Перед порогом надо пристать к левому берегу и сделать просмотр. Траектория с воды непонятна, приходится маневрировать. Нужны некоторые навыки слалома. В последней четверти порога у поворота удобно поставить сигнальщика и фотографа. В пороге есть большая скала, выступающая над водой. Зная о её существовании, её нетрудно обойти. Судя по просмотренным нами отчётам, Мельничный - традиционное место крупных поломок и аварий именно на этой скале. Нам пока везло.

После Мельничного порога начинается узкое и длинное Пяльвозеро. На выходе из него мы немного заблудились. Место, где мы свернули не туда, куда надо, довольно заметное - на берегу стоит охотничья избушка и река разделяется как бы на два рукава. Правый проход оказался ложным. После длинного извилистого русла без течения мы неожиданно упёрлись во ВПАДАЮЩИЙ (!!!) ручей. Судя по имеющемуся там кострищу, мы не были первопроходцами в этом аппендиксе. На карте (1:2000000) этот ручей (или похожий) действительно есть. В устье ручья мы перекусили и стали возвращаться обратно. У охотничьей избушки надо поворачивать влево.

Примерно через 3 километра остров. На острове, несколько в глубине тоже стоит избушка. Правый проход вокруг острова - чистый. В левом - первая ступень (из пяти) порога Маркоткоски. В первой ступени есть крупный подводный камень, плохо видный с наплыва. На этом камне произошла самая крупная авария за поход - экипаж Тайменя-3 слишком поздно увидел препятствие, и лодка легла на него грузовым отсеком. Результат - массовые купания, спасработы, погнутый кильсон, метр оторванной от резины деки. Дальнейшее продвижение было невозможно. Встали на стоянку на поляне возле избушки. Хозяин весьма доброжелателен, хотя не прочь выпить. Поляна ОЧЕНЬ замусорена, но есть стол, скамьи, оборудованное кострище. На следующий день обнаружили через 300 метров хорошую стоянку, но нас отделяла от неё изуродованная байдарка и ещё три ступени порога Маркоткоски. Между ступенями большие уловы. О пороге Маркоткоски более подробно в следующем дне.

Вечером занимались сушкой вещей, ремонтом лодки. Как ни странно, все повреждения удалось исправить. Потери минимальны - кружка и спортивные штаны Саши Гребенькова.

25.07.2001. Среда.
Вышли на воду около 11 утра. В связи со вчерашней аварией, всем пришлось идти весь Маркоткоски с самого верха. Итак, первую ступень можно просто обойти, уйдя вокруг большого острова в правую, чистую протоку. Если пойти в левую протоку, то в ней обнаружится ещё один островок. Его можно обойти только справа, так как слева - завал. При обходе островка справа - первая и вторая ступени Маркоткоски. Во второй ступени много камней, но есть большой слив. Когда нам пришлось возвращаться, то вторую и первую ступени мы прошли вверх на вёслах. Вторую вдоль левого берега, первую вдоль правого (названия берегов, естественно, как если бы шли по течению). Поскольку в первой и второй ступенях пришлось много купаться, заметим, что там сильное течение и очень острые подводные камни. Глубина в улове не превышает двух метров. Далее одна за другой, с интервалами метров по 50 идут третья, четвёртая и пятая ступени. Где-то между третьей и четвёртой хорошая стоянка на левом берегу. Примерно через 700 метров после Маркоткоски мелкая каменистая шивера. После неё, через 1,5 км два небольших слива. Проходятся по основной струе, сложности не представляют. 13 часов 20 минут. Подъехали к большому острову. Вокруг острова - порог. Проходимо как слева, так и справа, но справа как-то очевидней, куда ехать, да и проще потом идти. На острове можно немного отдохнуть перед порогами и просмотреть ближайшую перспективу. Опять цитата из Дмитрия Шевлякова: "Далее до моста просёлочной дороги 10 км спокойного участка реки со слабым течением и низкими, непригодными для стоянок берегами. Перед мостом три порога с промежутком примерно меньше 1 км. Первый и последний именные - пороги Коссаниски и Корбикошки". Пороги перед мостом достаточно интересные - несложный слалом. Чуть выше моста, выйдя из последнего порога, устроили перекус. Вместе с нами перекусывала очередная московская группа. Они в этом месте дневали. Ушли со стоянки они чуть раньше нас. Под мостом порог. К самому мосту надо подходить осторожно, так как там огромное количество старых свай с торчащими вверх металлическими штырями. Будьте внимательны! Проход в левой части моста вполне очевиден. В проходе лучше прижиматься к правому быку, так как слева опять сваи. За мостом - порог с бочкой и большим камнем в сливе. Лучше посмотреть на него с моста заранее, но достаточно просто знать о его существовании - с воды можно успеть заметить. После моста череда шивер. Всё удовольствие длится около полутора часов. 15 часов 50 минут. Порог Лебикоски с поворотом налево. В лоции справедливо сказано: "многоступенчатый, рекомендован проход в несколько этапов". Первую ступень имеет смысл просмотреть. Достаточно мощное течение, а на повороте лежит крупное вросшее бревно. Шедшая перед нами московская группа решила сэкономить на просмотре. В результате одна из их байдарок вылетела на это бревно и перевернулась. Как результат - большая потеря времени, и в общем-то, они очень хорошо отделались. 16 часов 15 минут. Очередная авария в нашей группе. В том же Лебикоски, но на предпоследней ступени перевернулся Таймень-2 с экипажем А.Г. Хайн - В. Евстафьев. Результат - 200 метров самосплава, спасработы, очередная утопленная кружка. Опять же, всё обошлось благополучно. Весь процесс, до посадки во вновь загруженную лодку, занял 12 минут. Сделать какие-либо выводы о причинах трудно, как говорится, "от неизбежных на море случайностей". Оверкиль произошёл на относительно простом участке, у одного из опытнейших экипажей, после прохождения участка всеми остальными экипажами. Некоторое слабое объяснение - одно из вёсел было "увечным" - с утра отломилась лопата, поэтому чуть сложнее было выполнять манёвры. В целом, авария вызвала, в основном, недоумение. После порогов - спокойный плёсовый участок - преддверие Линдозера. Выйдя к Линдозеру встали на стоянку на огромной поляне, практически напротив Суны. Справа от стоянки озеро Дяньгаслампи с двумя островами, слева -Линдозеро. Озера соединены широкой протокой с сильным течением.

26.07.2001. Четверг.
Днёвка. К поляне, на которой мы разбили лагерь подходит дорога. Дорога эта ведёт в деревню Линдозеро. Несколько человек, делегированных туда за продуктами, вернулись лишь с простоквашей, так как в деревне нет ни магазина, ни почты. Автолавка приезжает два раза в неделю, в частности по средам. Место для днёвки было выбрано вполне удачно, так как на окрестных холмах много ягод, нет проблем с дровами, есть место поиграть в волейбол, искупаться. Помимо отдыха занимались мелким ремонтом одежды, а также ремонтом железа на двух лодках. В обоих случаях на Тайменях полетели замковые стрингера с той или иной степенью тяжести. В одном из случаев все повреждения были полностью исправлены, в другом пришлось ставить временную деревянную втулку. Кроме того, удалось успешно порыбачить, отработать действия при оверкиле, искупаться. На Линдозере немало мест для стоянок, поэтому там одновременно с нами стояли ещё несколько групп.

27.07.2001. Пятница.
7
часов ровно. Подъём. 10 часов 35 минут. Встали на воду. После выхода из Линдозера прямо за мостом порог в 2 ступени. Первая - валы с бочками, вторая - неглубокая шивера. Следующий порог Шильмятокоски. Со всеми шиверами длиной примерно 1 километр. Группа из 7 лодок проходила его 11 минут с 12 часов 32 минут до 12 часов 43 минут. Буквально сразу за ним Ковеланлиете-Коски. Прохождение с 12 часов 46 минут до 12 часов 51 минуты. Он соответствует описанию, данному в лоции. Просмотр не понадобился. Через 3 минуты после Ковеланлиете-Коски начинается череда небольших порогов с острыми подводными камнями. Завершаются они порогом Сухой. Порог вполне соответствует названию. После порога Сухой есть заросший залив с островом. За островом на правом берегу место для стоянки. Всё соответствует описаниям. Из достопримечательностей - дерево, на котором прибиты таблички с названиями городов и туристских групп. На этом месте мы устроили перекус. Вот что пишет в своём отчёте Дмитрий Шевляков: "На выходе из Линдозера за посёлком мост, за которым слышен гул порога. Порог длинный и мощный на входе. Осмотр возможен, но не удобен, приходится прыгать по камням левого берега. Далее начинается участок реки, около 15 км, где пороги следуют один за другим с примерно равными промежутками, всего их 7 штук, включая первый после моста. Среди них именные пороги Шильмяйтокоски, Ковеланлиете-коски, Леполису и порог Сухой. В основном все пороги идутся с ходу, хотя на одном-двух есть неприятные шкуродерные участки. После порога Сухой широкий плёс несколькими с большими травянистыми островами. Хорошая стоянка и стоящее место для дневки на высоком левом берегу плёса, со всех сторон окружена болотистой низиной, но само место высокое, сухое и ровное, размерами с небольшое футбольное поле (!!!), есть сложенная баня-каменка. Единственная проблема на этой стоянке - дрова, весь сушняк в округе уже сожгли. С этой стоянки можно напрямик через болота (кстати, там полно морошки), высокую гряду, с которой прекрасный вид на реку и далее по левому берегу реки (около 3 км) дойти до порога Длинный, и заодно по пути просмотреть три шиверы. Все шиверы несложные, в некоторых местах мелковато, но проходимо. Вторая шивера именная - Каданлоама на раздвоении реки, лучше пойти в левую узкую, но глубокую протоку, так как справа много камней и мелко. Порог Длинный и на самом деле оказался самым длинным на маршруте - более 1 км и самым интересным в средней части Суны, но не самым мощным на реке. На входе в порог две подводные плиты с бочками за ними. Первая у левого берега, вторая чуть дальше по центру. За бочками слалом - мощное течение и крутые валы, а потом шиверный участок с камнями и обливняками. На выходе левым поворот. Просмотреть весь порог можно вдоль левого берега. За порогом есть стоянка на левом берегу. Здесь также сложена баня-каменка. Вскоре после Длинного несложный порог - Карбикошки-2, за которым река расширяется, в русле встречаются острова. За плёсовым участком каскад из четырёх порогов. Второй из них под названием Блин. Все они проходимые и не представляют большой сложности. Запомнился лишь последний - порог Ледяной, длинный, около полукилометра" Этот текст полностью соответствует действительности. К сожалению, мы неправильно сориентировались и несколько сбились со счёта в порогах этого дня. Как результат - отсутствие собственного текста описания и достаточно ощутимые повреждения одной из лодок на пороге Каданлоама, который большинством лодок прошли как раз по правой мелкой и каменистой протоке. Следует отметить, что местность вполне соответствует описаниям Дмитрия Шевлякова и лоции и сориентироваться нетрудно. Нам это не удалось только в силу неправильных, хотя и правдоподобных установок. Практически ни один порог этого дня не потребовал предпросмотра. После Ледяного начинается удивительно красивый, но непригодный для стоянки скальный каньон. Можно встать сразу под порогом, иначе придётся ехать до Викшозера. Через 5-6 км после порогов в Суну впадает река Сёмча. Важно не перепутать, куда плыть, так как на плёсовом участке течение неочевидно, а Суна в это месте поворачивает на 900 направо. На ночёвку встали немного не доходя Викшозера.

28.07.2001. Суббота.
На этот день был запланирован небольшой переход до поворота на Гирвас, поэтому вышли со стоянки позже обычного и не торопясь пошли по Викшозеру. Благодаря сильному попутному ветру удалось большой участок путь пройти под парусами. Встретили группу москвичей, собирающихся идти из Гирваса вверх (?!) по Суне. У них "Салют" и "Таймень". О порогах знают, но им так интереснее. Зашли в пролив на Гирвас. Его ни с чем не перепутать - уходит под прямым углом. Стоянок на входе нет, а дальше посёлок Кошкары. Пришлось вернуться. Встали напротив пролива за островом. Можно стоять и на самом острове. Может даже лучше, но там было занято. Стояли прямо на песчаном пляже, так как лес невероятно густой. Ночью дежурили. Происшествий нет.

29.07.2001. Воскресенье.
7
часов ровно. Подъём. У некоторых участников признаки солнечного удара, сказывается вчерашнее пребывание на открытом пляже. 10 часов ровно. Встали на воду. Около 11 часов. Подошли к плотине. Удобное место для антистапеля на левом берегу у лодочных сараев. Гирвас в полутора километрах от плотины влево вверх по дороге. В посёлке много магазинов. В магазин частного предприятия "Эдисон" можно отметиться, если почта и администрация закрыты (как было в нашем случае). Оказывается, трасса М-18 (на Мурманск) больше не проходит через Гирвас, а идёт по другому берегу Сундозера через Кондопогу. Через Гирвас идут автобусы на Кондопогу и на Петрозаводск, но уехать в воскресенье проблематично. Билет до Кондопоги стоит около 25 рублей (цена хлеба 7 рублей буханка), а до Петрозаводска около 45 рублей. В будний день особых проблем с отъездом нет, но по понедельникам автобус на Кондопогу не ходит. В Гирвасе есть один грузовик, но его владелец был в этот день на сенокосе. В итоге, Володе Шраге и Диме Трунину пришлось автостопом добраться до выхода на М-18, поймать там "Газель" и только таким образом мы уехали из Гирваса. В Кондопоге автомобильный и железнодорожный вокзалы находятся на одной площади. Почта, телефон и телеграф в 10 минутах ходьбы от них. Телефон работает до полуночи. Это важно, так как продажа билетов на проходящие поезда начинается в 23 часа. Очередь имеет смысл занимать около 22 часов. Большого ажиотажа не наблюдалось, но кассирша была нетороплива, хоть и любезна. Билеты удалось взять только на утренний поезд. Есть ещё ночной, но на него билетов не было. Ночевали на вокзале. Дежурили. Происшествий нет. На вокзале есть попрошайничающие нищие, так что дежурство оправдано.

30.07.2001. Понедельник.
8
часов 18 минут. Поезд №11 сообщением Мурманск - Санкт-Петербург повёз нас домой. Вагон полупустой. После Петрозаводска никаких проблем с местами вообще. 19 часов. С опозданием (должен был в 17.40) наш поезд прибыл в город.

ИТОГИ ПОХОДА.
Этот поход был нашим первым походом по Карелии и его стоит признать удачным. Вообще, в этом походе многое было впервые. Впервые обкатывалось некоторое снаряжение, впервые ходили такой командой, впервые ходили столь многочисленной группой. Некоторые выводы.

По снаряжению.
Байдарки Свирь-Н, производства Санкт-Петербургской фирмы "Тритон" стоит признать очень хорошими. Обе байдарки по всем параметрам существенно превосходили Таймень и практически не получили повреждений. Более подробно об этих байдарках можно прочитать на сайте "Тритона" (????) и на нашей страничке http://valevst.narod.ru\snarjag Байдарки Таймень вполне подходят для рек такого класса, но требуют дополнительной подготовки. В первую очередь, байдарки должны быть КАЧЕСТВЕННО проклеены по стрингерам. Проклейка резиновым бинтом, как было сделано на одной из лодок, себя абсолютно не оправдала. Помимо этого, все байдарки должны быть оснащены фартуками и юбками. И опять хочется подчеркнуть вполне удачную конструкцию фартука фирмы "Тритон". Единственное "но" - поломка одного из пластмассовых крючков на фартуке. В походных условиях это невосстановимо. Железные крючки гораздо надёжнее. Юбки фирмы "Тритон" довольно посредственны. Их качество зависит от материала конкретной серии юбок. Тем не менее, без юбок на Суне делать нечего. Из личного снаряжения абсолютно необходимы спасательные жилеты, каски и водная обувь. Без этого вероятность травмы (в лучшем случае) близка к 100%. Полезно иметь хорошую гермоупаковку.

По реке в целом
Реку можно рекомендовать и опытным водникам, и новичкам, идущим под началом опытных водников. На реке есть где учиться и слалому, и работе в мощном потоке, при этом река относительно несложная и красивая. Поход можно делать как спортивным, так и досуговым с продолжительными днёвками и отдыхом. Тем не менее, руководителю и нескольким участникам надо иметь опыт походов II-III категорий сложности, чтобы держать ситуацию под постоянным контролем.

Сайт управляется системой uCoz