<< Публикации || |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Водный
поход 29.07-06.08.2000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
официальный отчет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
скачать doc версию (21Kb)
1. Состав группы
Состав экипажей: Т-3
Яничев – Грандашевская – Евстафьев 2. Общие сведения Река Полисть протекает по территории Псковской и Новгородской областей. Она представляет собой типичную для средней полосы России реку второй категории сложности. Длина реки около 200 километров, падение около 70 метров. Река проходит через многочисленные пороги, перекаты и шиверы. Мы насчитали более 40 порогов разной сложности, множество перекатов и шивер. Интересна река как со спортивной, так и с исторической точки зрения. В годы Великой Отечественной войны по берегам реки располагался так называемый Партизанский Край. Это места партизанской славы и доблести. По берегам реки стоит много памятников, а в Старой Руссе расположен музей Партизанской Славы. Первое прохождение реки, судя по имеющимся в Санкт-Петербурге отчётам, совершила в 1988 году группа школьников 526 школы под руководством В.Н. Штейнварга. В 1994 году реку проходила группа студентов (А.В. Штейнварг, М.В. Малкина, В.А. Евстафьев, В.О. Чагин), а в мае 2000 года Полисть была пройдена группой под руководством О.В. Анисимова. Судя по рассказам местных жителей реку проходили и некоторые Московские группы, но при этом по реке редко проходит больше одной группы в год. Состояние берегов тоже указывает на неосвоенность туристами этой реки. Заметим, что путешествие по Полисти можно продлить на несколько дней, делая днёвки в живописных местах у интересных порогов, а также, пройдя за Старую Руссу до посёлка Взвад, стоящего на берегу озера Ильмень. Оттуда можно вернуться в Старую Руссу на автобусе. Мы сделали так в 1994 году. Путь от Старой Руссы до Взвада занимает около двух дней. Честно говоря, места ниже Старой Руссы не очень живописны, но интересен (по крайне мере был в 1994 году) сам Взвад – рыбачий посёлок на берегу озера Ильмень. Весьма колоритные рыбацкие баркасы и сами рыбаки. Никаких других достопримечательностей ниже города нами замечено не было. Имеет смысл сделать днёвку в самой Старой Руссе, поскольку город очень красив и гостеприимен. Река проходима с мая по август, но видимо, конец июля – начало августа – идеальное время для путешествия по Полисти. По берегам реки очень много грибов и ягод, созревают яблоки, которые растут здесь повсеместно на одичавших яблонях. Единственным недостатком реки является малое количество хороших дров. Этот недостаток компенсируется тем, что берега реки раньше были густо населены, а теперь многие деревни заброшены, и в старых домах можно найти сухую древесину. Следует обратить внимание на то, что в верховьях Полисти находится Полистовский заповедник, тянущийся по правому берегу до Серболовского порога. Места для стоянки нет от начала озера Полисто до деревни Ухошино и от Ухошино до Серболово, что следует учесть при планировании похода. 3. Маршрут похода
Километраж указан приблизительно, поскольку масштаб карты 1:200000 не позволяет указать все изгибы реки. 4. Дневник похода 29.07.2000. Суббота На станцию Сущёво поезд пришёл в 4 часа 3 минуты. В это время на станции много встречающих, многие с машинами – таксисты. К нам сразу подошли и предложили свои услуги. Мы арендовали микроавтобус РАФ-2203 за 300 рублей, т.е. 30 рублей с человека. При нашем количестве груза – плата вполне адекватная. Дорога до озера Цевло (и одноимённого посёлка) заняла около получаса. Расстояние – около 30 км. Можно уехать и рейсовым автобусом, но он уходит только днём, стоимость проезда нам неизвестна, а сам автобус – ПАЗ – небольшой, а желающих много. На берегу озера есть достаточно удобная площадка – местный пляж и причал. Собрали лодки, позавтракали, купили картошку, морковь, молоко. Дождались 9 утра. В это время открывается почта, которая работает по вторникам, четвергам и субботам с 9.00 до 16.00 с перерывом на обед с 12.00 до 13.00. Почта, медпункт и администрация посёлка Цевло находятся в центре посёлка, ориентир – высокая труба котельной. Поставив печать на почте, вышли на воду в 9.40. Двигались вправо, вдоль берега, поросшего камышом. В 10.25 вошли в протоку (р. Цевла). Течения практически нет. Перед протокой у правого берега небольшая заросшая бухта. Протока как бы в торце озера. Ширина протоки около 10 метров, берега болотистые, заросшие кустарником. Через 200 метров после озера протока раздваивается. Сначала пошли по левому рукаву, ширина которого 2–3 метра. В 11.00 стало окончательно ясно, что левый рукав непроходим. Было принято решение вернуться к правой протоке. Правая протока – широкая и чистая, двигаться по ней легко, местные жители ездят по ней даже на моторных лодках. В 11.45 вышли в небольшое озеро, которое, скорее, является разливом Цевлы. В 13.00 встали на перекус на левом берегу реки Цевлы в берёзах на болоте. Полоса относительно твёрдой суши около 10–15 метров, дальше – заболоченный лес. Довольно много подберёзовиков. Есть мята. Судя по следам, в этих местах бывают рыбаки. Вышли на воду в 14.45. В 16.55 вышли из реки Цевлы в озеро Полисто. Озеро довольно большое. Пересекаемая часть около 10 км. В месте впадения Цевлы есть удобная стоянка с песчаным пляжем. В 1988 и 1994 гг. мы ей пользовались для ночёвки, но в этот раз решили ехать дальше, поскольку время позволяло. Озеро пересекали вдоль правого берега. Вход в Полисть находится на противоположном от устья Цевлы берегу. Ориентир – два лесных массива на небольших возвышенностях. Вход между ними, за камышовыми зарослями. В реку вошли в 18.30, после недолгих поисков. Правый берег Полисти на территории Новгородской области – заповедник Полистовский. Стоянка на правом берегу запрещена, на левом невозможна. Местные жители стоят на правом. За время нашего похода мы не встречали егерей, но группа Олега Анисимова (СПб), проходившая Полисть в мае 2000 года, встречала егерей трижды. Егеря, а также люди, себя за них выдающие (2/3 приходивших) предлагали откупиться водкой. На стоянку встали прямо в деревне Ухошино. В деревне есть несколько жителей, но ближайшие к воде дома – нежилые. Жители деревни приходили в лагерь, отношение их к нам было вполне дружественное, они указали, где можно взять дрова. На дрова используют одну из разрушенных бань. Ночью дежурили. Подъём в 9.00. Завтрак, купание. Выход на воду в 11.40. Через 300 метров после деревни – развалины сгоревшего деревянного моста. Проход слева. После Ухошина по обеим сторонам появляется большое количество сухих деревьев, на реке встречаются завалы. В большинстве они легко преодолимы. С 14.30 до 15.00 собирали яблоки. В 15.15 встали на перекус, в 17.15 его закончили. Питались исключительно плодами собирательства – грибной суп, компот из яблок. Вообще, яблок очень много на протяжении всего похода. В 19.30 проходили большой завал. Пришлось делать пропилы. Судя по всему, завал недавний, поскольку остальные, похоже, расчищены местными жителями. Поставили себе целью дойти в этот день до бывшего населённого пункта Серболово. Там – первый на реке порог. К Серболовскому порогу подошли в районе 22 часов. Порог представляет собой разрушенную плотину мельницы. В плотине пробиты 2 прохода. Под левым берегом обширный чистый слив, под правым – лежат брёвна, по которым местные жители вкатывают лодки. Проход по сливу. При первом прохождении имеет смысл просмотреть порог с левого берега. В сливе с левой стороны от основной струи опасный камень сразу после плотины, далее всё чисто. Встали на стоянку. Назначили полуднёвку с целью осмотреть памятник на правом берегу и потренироваться на пороге. Чуть выше порога (практически над ним) на правом берегу расположена небольшая стела, сообщающая, что на этом месте в 1941-1942 годах располагался штаб 2-й Ленинградской партизанской бригады. В 1994 году памятник сильно зарос кустарником и был практически невиден. Наша группа тогда расчистила территорию вокруг памятника. Следы расчистки сохранились до сих пор. Дополнительная работа не потребовалась. Серболовский порог, благодаря своей искусственной природе, является идеальным местом для тренировок перед более сложными порогами. Мы отрабатывали спуск, пересечение струи, переворот. Наконец, в этом месте просто хорошо купаться. Глубина после порога мало где превышает рост человека, но и не становится меньше полутора метров. На дне встречаются стволы деревьев, поэтому все тренировки необходимо проводить в водной обуви и спасательных жилетах. Берег в этом месте богат яблоками и съедобными травами, в реке в большом количестве водятся раки. К порогу подходит дорога, по которой жители окрестных деревень ходят за раками. В 15.30 вышли на воду. Через 300 метров после Серболовского порога менее крупный порог с одним ярко выраженным центральным сливом. В левой части слива, параллельно основной струе крупное бревно. Миновали крупный завал и несколько мелких. На ночёвку встали в деревне Бычково около 19 часов. Места для стоянки очень много, недалеко от стоянки к берегу подходит лесовозная дорога. На земле лежат сваленные деревья. Стоянка примерно в 150 метрах выше остатков моста у деревни Бычково. Ночью дежурили. Вышли со стоянки в 10 утра. У моста остановились минут на 15, чтобы осмотреть памятник жертвам фашизма. В 11.00 на левом берегу деревня, достаточно жилая. В дереве новый автомобильный мост. Через 150 метров после моста череда перекатов на расстоянии около 50 метров друг от друга. Проход свободный. Все перекаты на территории деревни. Можно выделить в этой череде 3 переката. Через 100 метров после третьего переката порог, перепад воды 70-80 см. Через 800 метров после порога на левом берегу каменные дома, под ними маленький порог, после которого протяжённая каменистая шивера. Шивера кончается за 70 метров до белых каменных домов на левом берегу. В 13.15 останавливались в селе Переезд для закупки хлеба и других продуктов. Остановку удобно сделать перед железобетонным мостом. Магазин, почта и администрация на левом берегу. Сразу за мостом каменистая шивера, хорошо просматривающаяся с моста. За шиверой в русле много камней, но они достаточно хорошо видны. 13.40. Через 600 метров после моста на выходе из посёлка после поворота налево – порог. Местные жители нас о нём предупреждали. Они называют порог словом «буры». Проходить этот порог удобно начинать вдоль правого берега. На выходе из струи в русле камни. 13.55. Очередной порог. Достаточно хорошо просматривается «с ходу». 14.55. Снова порог. Внизу слива обилие камней. Имеет смысл держаться основной струи. Мы проходили «с ходу», но в зависимости от высоты воды и прочих особенностей похода может потребоваться и просмотр. Через некоторое время слева открывается поле с остатками ЛЭП и красным кирпичным зданием. В самом начале поля одиноко стоящее дерево, под деревом – порог. Прохождение по центру, слив чистый. За порогом поперёк реки низко натянутый трос. Вообще, очень во многих местах реки организованы паромные переправы, поэтому за тросами надо следить внимательно. 16.05. Порог, протяжённостью около 20 метров. В сливе много камней. Порог требует предварительного просмотра и выбора траектории. 16.45. За островом на левом берегу деревня. Остров можно объехать по левой протоке, это короче. Под деревней –порог. 17.00 - 18.00 Прохождение плотины в Белебёлке. Обнос по левому берегу. В 1994 году эту же плотину проходили в правой её части, причаливая к стенке, потом спуская байдарки на вёслах. В этом году это было невозможно, так как был другой уровень воды и был опущен металлический щит. Пришлось обносить. На левом берегу находятся магазины, администрация, больница, автобусная остановка. Мы потратили время на зарядку аккумулятора, договорившись об этом в одном из частных домов, поход в магазин и разведку порога, который находится в 300 метрах ниже плотины. Порог требует обязательного предварительного просмотра. Он огибает островок, непосредственно над порогом – очень низкий висячий мостик. Прохождение – пригнувшись, только по правому рукаву. Мы шли справа от большого бревна. Сразу после мостика – каменистая шивера, в которой, тем не менее, очевидный с моста проход. Экипаж (по крайней мере капитан) должен представлять себе сразу весь порог, поскольку со входа в него ничего не видно. К островку после порога можно пристать. Через 150 метров после порога железобетонный автомобильный мост, сразу под которым небольшой порожек. После моста искали стоянку. Стояли напротив водонапорной башни посёлка Белебёлка, на правом берегу. 11.00. Вышли со стоянки. Выход позже обычного, так как делали мелкий ремонт байдарок. Через 150 метров после стоянки небольшой порог, за ним шиверы. Следующий порог расположен на повороте под ЛЭП. Внутри порога река поворачивает направо. Порог также осложнён нависшей кроной дерева. За поворотом после навесного моста перекат. 12.00 В полдень прошли очередной порог. В сливе порога есть камни. Через 900 метров после порога коровий загон и островок. После поворота с заколоченным домом на левом берегу – перекат, сразу за ним порог с очень большим количеством камней. 13.47. Проходим деревню Сушица. В деревне Сушица к левому берегу подходит ЛЭП, видны нежилые дома. 14.16. Первый порог после Сушицы. Посредине порога остров. Обязателен предварительный просмотр. Внутри слива резкий поворот налево. После порога каменистая шивера. Посреди шиверы остров. За островом много камней, приходится резко уходить вправо. После острова река делает поворот налево. За поворотом порог с очень неочевидным сливом и большим количеством камней. Проход ближе к правому берегу. 15.00. Встали на обед на левом берегу реки. Напротив песчаный обрыв. Наш берег тоже песчаный. Отличное место для купания, мытья и перекуса. 16.25. Вышли с обеда. Через 100 метров после стоянки длинный перекат с поворотом направо, через 150 метров после него – автомобильный мост. За 50 метров до него начинается шивера, которая продолжается и под мостом. Проход под правым берегом. Протяжённость шиверы около 100 метров. По обеим сторонам посёлок. После надводных камней шивера, длиной около 50 метров. На выходе из деревни (ориентир – высокий обрыв на правом берегу) длинный перекат вокруг острова и за ним. Проход по правому рукаву. После острова обилие камней. Через 70 метров длинный порог. Протяжённость его около 200 метров. Через 20 метров после этого порога остров. Проход по правому рукаву. В рукаве 2 порога. Первый осложнён резким поворотом налево, второй – обилием камней. После этих порогов ещё два, второй из которых осложнён резким поворотом. Через некоторое время правый берег представляет собой высокий обрыв (глиняная стенка). За ним шивера, диной около 50 метров. После поворота – порог в форме латинской буквы S. В пороге остров, который обходится вплотную с левой стороны. Через некоторое время после порога шивера. За шиверой порог с островом посередине. Требуется обязательный предварительный просмотр. Остров можно обойти как слева так и справа. Проход слева более интересный, но и более трудный. Экипаж А. Штейнварга пошёл по левому проходу, но вылетел на камни, экипажи Д. Киселёва и П. Анисимова прошли справа, выходя из байдарки в мелких местах, экипаж В. Евстафьева прошёл по левому рукаву (см. фото). Вскоре после этого порога берег представляет собой, практически, зелёную стену. Наверху деревня. После деревни порог с поворотом направо вокруг острова. Ещё через 100 метров новый порог. В пороге очень много камней. Через 100 метров после порога низкий мост, через 70 метров за ним – новый порог. Прошли деревню Любцы (на высоком левом берегу). В ней выходили за продуктами, но деревня бедная. Пришлось оттуда сходить пешком в деревню Зимник, стоящую на шоссе (примерно 1-1,5 км по тропе, которую показали местные жители). На стоянку встали на поле на правом берегу примерно через 1 километр после деревни Любцы. Утром пошёл дождь. 10.50. Вышли со стоянки. Через 150 метров в русле скопление подводных камней. Прошли очередной порог. Через 500 метров после него – порог с островом. Мы шли по левому рукаву, так как в правом много камней и нависает дерево. В принципе, проходим как по правому, так и по левому рукаву. Далее за каждым поворотом перекат. 11.50. На левом берегу деревня. Под деревней большой двойной порог, видимо, бывшая плотина. Слив под левым берегом чистый. Через 20 метров вторая, меньшая часть порога. Весь дальнейший день не было возможности вести записи и делать съёмки из-за проливного дождя. Стоит заметить, что этот день был наиболее насыщен порогами и в хорошую погоду представлял бы наибольший интерес для фото и видеосъёмки. Большинство порогов этого дня осложнено обилием поворотов и многочисленным крупными и мелкими камнями. Перепад на отдельных порогах более 1 метра. Последний порог этого дня – Геологический. Название наше. Объясняется тем, что при первом прохождении этого порога в 1988 году на нём получила очень сильные повреждения и затонула байдарка, экипаж которой занимался геологическими пробами. Впоследствии байдарку достали и починили, но название за порогом сохранилось. По низкой воде порог представляет некоторую опасность, поскольку в каменной гряде есть острые выступающие камни. В 1994 и 2000 годах порог был пройден без повреждений для байдарок. Слив Геологического порога упирается в небольшой остров. Левый берег реки – высокий обрывистый, на нём деревня. Правый берег – пастбище и достаточно удобная стоянка с бухтой. Единственный недостаток – трудно найти дрова. Коров мы не видели, хотя местами были видны следы их пребывания. 500 метров ниже стоянки автомобильный железобетонный мост. В деревне магазина нет. Ночью опять шёл дождь. С утра облачно, но дождя нет. Занимались мелким ремонтом лодок, экипаж А. Штейнварг – М. Малкина ещё дважды прошёл Геологический порог. 12.00. Вышли на воду. Остров после порога можно обходить как по правому, так и по левому рукаву, причём в левом рукаве шивера, а правый – чистый. Время от времени проходят дождевые заряды. Особенно сильные – пережидаем. 12.50. Пришли в деревню Святогорша. В Святогорше порог. Заход в слив от правого берега, в конце слива – поворот направо, чтобы уйти от камней. 13.25. Порог вокруг острова. Справа – маленькая узкая протока, слева – широкий слив. Вход в слив не по центру, а под левым берегом. В конце слива подводные и надводные камни. 15.25. Последний порог на реке Полисть через 200 метров после автомобильного моста. Мы подошли к порогу, осмотрели его, но тут стал надвигаться очередной дождевой заряд. Нам удалось подняться обратно к автомобильному мосту и переждать дождь под мостом. 16.00. Вернулись к порогу. Обязателен предварительный просмотр. Это самый мощный порог на реке. Перепад около двух метров, длина около 15, ширина 4-5 метров. Внизу – бочки. Нужно заранее представлять всю траекторию, поскольку внизу порога много камней, а наверху лежат брёвна и палки. Если экипаж не уверен в своих силах, можно сделать обнос по левому берегу. Порог огибает остров, но проход по правому рукаву невозможен абсолютно. Следует обратить особое внимание на то, нет ли внизу порога плавающих брёвен, которые могут двигаться под порогом по кругу. Прохождение этого порога без фартуков и юбок практически невозможно, так как в бочке может захлестнуть с головой. В 1994 году один из экипажей проходил этот порог в лодке задраенной полиэтиленом. В результате, на выходе из порога байдарка была заполнена водой практически по фальшборта. Левый берег под порогом представляет собой пляж, на котором можно удобно страховать, фотографировать, куда можно выбрасываться в случае неудачного прохождения. К сожалению, порог находится в центре населённого пункта, поэтому сделать на нём хотя бы полуднёвку нам не удалось. К тому же, помешала погода. После прохождения порога всеми экипажами нам удалось ещё раз пройти его смешанным экипажем (В. Евстафьев – И. Мосякина – А. Грандашевская), после чего начался дождь с градом. Переждав дождь на пляже, поехали дальше. До конца маршрута серьёзных препятствий больше нет, лишь несколько небольших шивер и подводных и надводных камней в этот же день. 20.00. Встали на ночёвку на левом берегу в месте впадения реки Холыньи в Полисть. 05.08.2000. Суббота. 08.00. Подъём, завтрак, собирание яблок, сборы. 10.00. Вышли со стоянки. 12.30. Пришли в город Старая Русса. Лодки собрали на правом берегу, пройдя уже в черте города два моста. Второй мост называется Живой Мост. Правый берег пологий, на нём пляж, детская площадка и вообще удобное место для сборки лодок и сушки. На улице, являющейся продолжением моста – автобусная остановка, от которой можно доехать до вокзала. Мы задержались в Старой Руссе на сутки, поскольку только вечером 6 августа был поезд на Санкт-Петербург. Город очень красивый и тихий, в нём много достопримечательностей – музей Партизанской славы, музей Достоевского, краеведческий музей, картинная галерея. В городе есть очень хорошая баня, санаторий, почта и гостиница. Автобусный и железнодорожный вокзалы находятся на одной площади. |